Обращение

 

Добро пожаловать на официальный сайт МКУ "Централизованной библиотечной системы" Октябрьского муниципального района!

«Озорная рифма» -

час веселого чтения, посвященный Всемирному дню поэзии

( для 3-4 классов)

 

Цель мероприятия: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка.

 

Два человека (одетых по-походному) несут тяжелые чемоданы с надписями «Книголюбам от книголюбов» , « Детям – от поэтов». Присаживаются перед детьми , ведут разговор между собой

Первый книголюб : Путешествовать, конечно, можно по-разному. Хоть на самолете, хоть на оленях… Лично я свое последнее путешествие совершил на стуле…

Второй книголюб : На стуле ? Самом обыкновенном стуле !?

Первый книголюб : Ну да ! Очень, между прочим, удобный вид транспорта. Дешевый, быстроходный…

Второй книголюб : Подожди, какой же он быстроходный, если ты сидишь на одном месте ?

Первый книголюб : А воображение-то для чего ? Секунда – и ты в Париже, другая  - и ты в гостях у любого  нужного тебе  человека…

Второй книголюб : Слушай, так давай предложим ребятам воображаемое путешествие к нашим знакомым…  И билеты покупать не надо, и за один урок можно побывать  там, где захочешь …

Первый книголюб : Согласен .  Ребята, здравствуйте ! Мы предлагаем вам совершить  путешествие прямо на тех скамейках, на которых вы сейчас восседаете…

Второй книголюб : Не верите, что это можно сделать ? Почитайте книжку Льва  Рахлиса «На зеленом острове Борнео». (показывает книгу) Уж он-то обманывать не станет. Где только не побывал Лев Яковлевич,  восседая на своей деревянной лошадке –обыкновенном стуле с четырьмя ножками !

Первый книголюб : Мы с вами договорились ?  Очень хорошо! В наших чемоданах  много интересных книг. А мы сегодня должны побывать в гостях у их авторов. Только сначала мы  хотим узнать, правда ли вы любите читать. 
Слушайте внимательно, я прочту вам два отрывка похожего содержания, а вы скажите, чем они отличаются друг от друга. Хорошо? 

Первый отрывок: 
Пришла весна, капель звенит, Бегут ручьи, сосулька тает, На родину скворец летит, А солнце землю согревает

Второй отрывок: 
Пришла весна, стало тепло. Растаял снег, побежали ручьи, закапали сосульки. Прилетели из дальних стран скворцы — вернулись на родину. 

Второй книголюб : Ну что? В этих отрывках говорится об одном и том же. Чем же они отличаются? 

Дети: Первый отрывок — это стихи! А второй — проза, в ней нет рифмы! 

Первый книголюб : Молодцы! (открывает чемодан). У нас в чемодане книги со стихотворениями. И  мы с  вами  отправляемся в гости к их авторам - поэтам. Конечно, они живут в разных городах и даже в разных   странах…  А скамейки-то для чего, а воображение ? Мы же договорились в самом начале побывать там, где захочется…

Второй книголюб : «Почему именно к поэтам, а не к композиторам, художникам, артистам», - можете спросить вы. Очень просто – 21 марта ежегодно, начиная  с 2000 года  отмечается Всемирный день поэзии (слайды1,2). Его учредила  Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО

В этот день талантливым поэтам  присуждают награды, вручают премии, устраиваются  поэтические вечера, в школах проводятся   конкурсы чтецов. В эфире радиостанций и телевидения рассказывают о жизни и творчестве поэтов.  Мы решили тоже не отставать от жизни и провести веселый поэтический  час с вами и для вас и назвали  его «Озорная рифма»

Первый книголюб :  Итак, поэзия – это прежде всего  стихи -  рифмованная речь, разделенная на короткие отрезки. А  что же такое рифма?                         ( слайд 3) Рифмы это слова у которых одинаковое окончание и одинаковый ритм. Например : шоколад-мармелад.

Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили значение слова «Рифма»

Второй книголюб  : послушайте небольшое  стихотворение :  (зачитывает  стихотворение ; слайд 4 ) 

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!

 

(Открывается слайд 5)

 

А теперь давайте выучим  его, оставив только последние слова ,и по ним вспомним всё стихотворение (слайд 5).

--------------------------------------- в огород
--------------------------------------- народ
-----------------------------------------егоза?
---------------------------------------- глаза
-----------------------------------------народ
-----------------------------------------огород!

Первый книголюб : Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Тогда вам не составит большого труда добавить слово в рифму.

Загадки – обманки.

А) Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? ........(Собак)
Б)Залезает мышка в шкаф
И пищит оттуда.......(Пи-пи-пи)
В) в парке холодно и сыро
Ветер кружит хлопья......(снега)
Г) Охранять муку и рис
Пригласим домашних ........(кошек)

Второй книголюб : Вот видите как рифма бывает обманчива. Сочинять стихи не так уж и просто.

Это нелегкий труд – написать для детей так, чтобы душа замерла от восторга и у детей , и у взрослых.

В моем чемодане книжки со стихами Андрея Усачева. (слайд 6) Едем в гости к нему.
Он придумал очень  много веселых, озорных стихов для детей. (слайд 7)

Пузово (читает ученик)

Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шел мужчина
С очень толстым Пузовом.

Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.

А мужчина посмотрел
На остатки кузова...
Ну, и Пузово свое
Почесал конфузово.

 

Первый книголюб : А как смешно написал Андрей Усачев о том, как осла учили грамоте… (читает)

Ослиная грамота (слайд 8)

Хозяин дал ослу Букварь:
– Прочтешь все буквы – дам сухарь!
Осел часа, наверно, два
Твердил всё: – А, и А, и А...

– Прочти хотя бы букву "Б" –
И я морковку дам тебе!
А он – с ушами голова –
Заладил: – А, И А, И-А!

 

 Стихи  Андрея Усачева удивительные ! Хочешь рассказывай, хочешь – инсценируй,хочешь – изучай географию. У него есть изумительная книга «Занимательная география». У нас в библиотеке  - «Атлас для самых маленьких» (в него вошла лишь небольшая часть стихов из «Занимательной географии» (зачитывается стихотворение о строеннии Земли. А еще  к стихам детских поэтов можно подобрать  картинки и создать видеоролик . Давайте посмотрим один из них…

Видеоролик «Грецкие стихи»

 

Второй книголюб : А в моем чемодане  стихи  Ирины  Токмаковой

 (слайд 8 ) теплые, нежные,  и веселые.

( Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина 2000 года, родилась в 1929 году, ей 88 лет, а она не разучилась радоваться и шутить)

 

(Слово заранее подготовленному ученику)

 

Ученик : Ребята, в некоторых школах учащиеся представляют себя Мэри Поппинс и украдкой , а иногда и у всех на виду съезжают по перилам. Я предлагаю в коридоре повесить объявление, текст которого за нас уже придумала Ирина Токмакова : (слайд 9) ( читает)

 

Крокодилы

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам! 
Они притаились на каждой площадке 
И всех, кто съезжает, хватают за пятки 
И тащат на дно африканского Нила. 
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

 

Первый книголюб : Конечно, если будет висеть такое объявление, глядишь и задумаются некоторые отчаянные головы …

Ирина Токмакова, кажется, прямо из жизни берет темы для своих стихотворений. Вот одно их них…

 

Обижалки

 Мы с моей соседкой Галкой

Сочиняли обижалки.

Вот придёт обидный срок,

 А у нас готово впрок:

 Я скажу ей – ты ворона,

А она мне – ты глухарь.

Я скажу ей – макарона,

А она мне – ты сухарь.

Я ей – мышь! Она мне – крыс!

Стой-ка! Чем мы занялись?

Для чего нам обижалки?

Мы стоит соображаем:

Мы совсем друг друга с Галкой

Никогда не обижаем!

 

Второй книголюб : Ребята, вы заметили, что эти  обижалки не что иное как рифма. Давайте и мы поиграем в рифму.

Я буду задавать  вопрос, а вы  должны на этот вопрос ответить таким образом, чтобы в ответе была рифма.  Ответы могут быть самые нелепые, лишь бы в них была рифма. Например:

– Куда пойдешь ты вечером сегодня?

– Туда, где будет  праздник новогодний.

Вопросы :

Скажи, зачем вам нужен попугай ?

А правда – вкусный у тебя пирог ?

Зачем ты бросила в ведро карандаши ?

У вас уже поспели помидоры ?

Опять на улице метет метель ?

Все говорят, ты двойки получаешь ?

Первый книголюб : Вот видите ,стихотворение можно  придумать на любую тему…  Продолжим путешествие.

 Едем в гости к  Марине Яковлевне Бородицкой (слайд 11)

(Она родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков , но это не помешало ей начать писать стихи для детей.  А на вопрос "Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: "Смотри, смотри!")

Ребята, кто-нибудь из вас боле ветрянкой ? А с чем  ассоциируется  у вас это заболевание ? ( ответы детей)  Марина Бородицкая даже в болезни увидела поэтическое…

Ветрянка (читает ребенок)

Ветрянка - хворь нестрашная,
Да на дворе весна...
Зеленкой весь раскрашенный
Торчу я у окна.
Зелененькие точечки
Танцуют на ветру:
Там приоткрылись почечки
На липах поутру.
Как будто расхворался
Весь город вслед за мной
Зеленою ветрянкой -
Зеленкой ветряной! 

Второй книголюб : Все для поэта может стать темой для разговора, даже такое прозаическое, как  получение учебников на следующий учебный год…

Последний день учения

Последний день учения!
За окнами - жара...
Все дневники с отметками
Получены с утра,
И новые учебники
На следующий год
За стопкой стопку пёструю
Дежурный раздаёт.
- Что там? Гляди, молекулы!
- Ой, девочки, скелет! -
Как будто бы учебников
Не видели сто лет!
И чуть не плачет Рыбочкин,
Лентяй и весельчак:
"Мне не досталась алгебра,
Марь-Пална, как же так?"
А твёрдые обложечки
Так пахнут новизной,
Каникулами длинными
И свежестью лесной!
И можно просто почитать
Про средние века,
Ведь на дом средние века
Не задают пока.

Игра «Аукцион» Дети  поочередно произносят одну строчку из стихотворения, до тех пор, пока не иссякнут варианты. Победителю вручается медаль  «Знатоку поэзии»

 Первый книголюб : У меня в чемодане книжка со стихами Вадима Левина.(слайд 12) Он говорил : «Я с детства мечтал переводить с английского старинные стихи и истории. Но опоздал : пока я рос, Корней Чуковский, Самуил Маршак и Борис Заходер всё это уже перевели. Мне стало очень обидно. Так обидно, что если бы я знал какие-нибудь английские слова, я бы сам сочинил из них новую старинную английскую народную балладу или песенку. И сразу перевёл бы её на русский, пока другие переводчики о ней не узнали». Подумал и решил сочинять собственные стихи. И про англичан он ,все-таки, написал…

Второй книголюб :А сейчас давайте посмотрим, я не оговорился, посмотрим стихотворение «Учтивый разговор» (заранее подготовленные  дети инсценируют стихотворение; автор и два англичанина)

История очень вежливая и не слишком короткая

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал: "Извините, нечаянно".
Второй англичанин любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините - нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но я ничего не заметил".
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать? Объясните".
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас, но мне не понять,
что именно должен я вам извинять!"
Тогда англичанин толкнул англичанина
и сразу сказал: "Извините. Нечаянно".
На что собеседник любезно ответил:
"Простите, но - я ничего не заметил!"
"Нет-нет, это вы, ради Бога, простите".
"Простите, но что мне прощать, объясните?"
"Как - "что мне прощать"? Неужели не ясно?"
"Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять".
Тогда АНГЛИЧАНИН ТОЛКНУЛ англичанина!
И сразу сказал: "ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!"
Но тут собеседник ответил иначе:
"Простите, но я вам, пожалуй, дам сдачи".
И вежливо-вежливо два англичанина
друг друга до ночи тузили отчаянно.
 
 Размышления после очень вежливого разговора

По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда -
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость -
Беда,
Когда забудешь меру.

Второй  книголюб : А ведь стихи тоже многому могут научить. Вот посмотрим на себя со стороны и можем увидеть в себе суперучтивых  англичан… Нет уж, пусть всего будет в меру, и вежливость тоже…

 Ну а мы еще раз попробуем себя в сочинительстве. Вы же знаете, что такое буриме. Это литературная игра, в которой сочиняют стихи  на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.

 (Появились в XVII веке (изобретатель — малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ — ХХ веках — сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах (студентыпенсионеры и другие категории). Александр Дюма в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал сочинённые 350 авторами буриме Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, .

Первый  книголюб : Итак, буриме (слайд 13) на экран выводится заданная рифма, дети придумывают стихотворение)

-----------------четыре слона

------------------показалась луна

--------------------улетает домой

--------------------залезает второй…

(Дети  придумывают свои варианты)

Наш вариант :

(Сидели на ветке четыре слона.

Вот солнце зашло, показалась луна.

Один из слонов улетает домой,

В большое дупло залезает второй)

 

У нас получилось  немного нелепое , но веселое стихотворение. Нам очень хотелось походить на детских поэтов.

Второй  книголюб : Янис  Грантс -он из тех людей, которых давным – давно на Руси называли «детскими праздниками».(слайд 14)
Свою первую книгу для детей «Стихи на вырост»  Янис  Грантс начал с обращения к читателям: «Никогда в жизни я не думал, что буду писать стихи для детей. Но однажды на рынке я встретил Нину Васильевну Пикулеву. Она только что купила пять апельсинов, а я укладывал в сумку помидоры и чеснок. «Мрачные ты пишешь истории. Если добавить в них чуть – чуть солнца, радости и путаницы – получатся отличные детские стихи», — сказала мне Нина Васильевна.
Я так обрадовался, что  сразу побежал домой и написал стихотворение для детей. Потом еще одно. И еще. Теперь не могу остановиться. Даже боюсь остановиться…»

Первый книголюб :

«Художник»
Пыхтел. Сопел. Нарисовал.
«Как «что такое?» — Самосвал!
Ну, что вы вертите картину?
Не можете найти кабину?
Колеса спрятались куда- то?
Да вот они! Чуть кривоваты?
Не виден кузов вам? Вы что ж,
Ослепли? Вот же! Не похож?
Ну, что вы давитесь от смеха?
Мой самосвал на столб наехал!»

Конкурс «Художники» ( за 30 секунд два мальчика должны нарисовать на ватмане самосвал)

Второй книголюб :Янис  Грантс  умеет писать и для маленьких, и для школьников. Особенно интересна школьная тема в его стихах  «Стихопритворение об уроке», «Пришельцы и диктант», «Раздача слонов» (Мама уходит на родительское собрание), «Школьный хор»…
Янис Грантс учел пожелание Нины Пикулевой добавить в стихи «солнца, радости, путаницы». Все это есть в его стихах.

Карантин
Объявили карантин
Всей начальной школе.
Не болею я один.
(Заколдован, что ли?)
Я имею чёткий план
Ровно на неделю:
Напишу — ка я роман,
Как я не болею.
Или, может быть, стихи
Вырвутся наружу?
Напишу — кА я… Аааапчхи!
Нет… я не простужен…
Разве что чуть — чуть …Слегка…
Грипп — то мне не страшен.
Напишу — кА я… Кха — кха!-
Трёхминутный кашель…
Я гриппую. Я простыл.
Жар вторые сутки.
Быть мне школьником простым.
А поэтом — дудки!

Первый  книголюб :  Ребята, вы знаете, я очень часто слышу выражение «Считать ворон». Что это значит? Ворона сидит, летит, а что значит считать ворон? (Ротозейничать, отвлекаться, смотреть по сторонам) Вот так «считал ворон» следующий герой. Вот он-то включил свою фантазию на полную катушку. Жаль, что сделал он это не в то время, и не в том месте…
Стихотворение об уроке (читает ребенок)
Я притворился на уроке,
Что всё усвоено на ПЯТЬ!
А сам отчалил в край далёкий-
Слонов по Африке гонять.
Там солнце жарило нещадно,
Стада бродили антилоп.
И кто-то до мальчишек жадный
Меня ужалил прямо в лоб.
Там львы охотились на зебру,
Но запыхались и сдались.
А дальше — в непролазных дебрях-
Сияла стая райских птиц.
Не страшно было мне нисколько
От мамы с папой вдалеке…
Но вот вопрос: кто эту двойку
Нарисовал мне в дневнике?

Скворечник
Мы делали с папой скворечник.
Нет в мире полезнее дел!
Работа кипела, конечно,
Но папа сильнее кипел:
То мерки неправильно сняты,
То пилит не ровно пила,
То гвоздь вылезает куда-то,
То войлок пропал со стола…
Мы вынесли домик хороший
Дворовому псу Артомоше,
Привыкшему спать на ветру.
И пёс был слегка огорошен,
Но тут же залез в конуру.

Первый книголюб : Ребята давайте вспомним, у кого в гостях мы сегодня побывали… Эти поэты доставили нам большое удовольствие. Будет грустно – обращайтесь к стихам, будет весело , тоже читайте стихи – станет еще веселее и , как говорил известный литературный критик, «пусть поэзия действует на вас, как музыка !» (слайд 15)

Второй книголюб : Ребята, в наших чемоданах чудесные книги наших друзей-поэтов. Выбирайте любую и не пожалеете !( дети берут книги из чемоданов и идут записывать их на абонемент)

Источники :

Усачев,А.А. Мы играли в паповоз/ А.А. Усачев.- М.:Самовар,2009.

Бородицкая,М.Я. Убежало молоко / М.Я.Бородицкая.-М.:Детская литература,1985

Токмакова,И.П. Любимые стихи. М,: АСТ-ПРЕСС,1977

Теплое словечко.- Челябинск: Челябинская областная писательская организация, 2011.

 http://www.materinstvo.ru/art/852 Materinstvo.ru

http://www.materinstvo.ru/art/stihi-vadim-levin Materinstvo.ru

http://www.fome.ru (фрагмент сценария «Поэтический вечер»)

http://mirscenarii.ru/muzykalnye/scenariy-den-poyezii-v-nachalnoy-shkol/

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 13 марта, 2017 [03:47]
Дата изменения: 13 марта, 2017 [03:47]